Название для фирмы, продукта, услуги или товара всегда можно было просто придумать самому. Придумал, прикрутил логотип и вперёд. И вопросов к такому подходу было много — уникальность, маркетинговая ценность и пр. — но бизнес работал. И понятия типа «товарный знак», «патент ФИПС» использовались только в крупном бизнесе.
Хотя база зарегистрированных товарных знаков Роспатента была всегда. И если Вы называли свою фирму названием, уже зарегистрированным в ФИПС другим юрлицом, то раньше отследить это было крайне трудоёмко. Ну правда, как проверить все баннеры или вывески во всех городах? Практика была, конечно, но не такая массовая, как сейчас. Сегодня офлайн продажи сменились маркетплейсами и другими онлайн площадками, и найти фирмы или товары, использующие зарегистрированное название совершенно не составит труда. Зачем?
Штраф за использование в коммерческих или иных целях наименование, зарегистрированное в ФИПС на другую компанию, составляет до 5 млн рублей, а иногда и больше в зависимости от очень многих факторов (ущерб, недополученная прибыль и пр. пр.) Причём, слово не обязательно должно совпадать. Оно должно быть «сходным до степени смешения». Т.е. слова «ВОЛЧОК» и «ВОЛЧКИ» сходны до степени смешения, и штраф прилетит. А вот «ВОЛЧИЦА» уже не так сходно со словом «ВОЛЧОК», здесь можно усилить различие логотипом.
Итак,
Существуют классы МКТУ всех товаров и услуг. И патент на товарный знак выдаётся на определенные классы. Т.е. если компания «ВОЛЧОК» занимается предоставлением услуг дизайна и копирайта бизнесу, то это 41 класс. Получается, что можно зарегистрировать товарный знак с таким же наименованием, к примеру, в сантехнике — 11 класс, и спокойно работать в указанной сфере.
Далее — про понятие «сходны до степени смешения».
Задача ФИПС — выдавать патенты таким образом, чтобы находясь рядом на одной площадке, эти знаки не мешали друг другу, не были сходны. Сегодня существует правило различия не меньше чем в 3 буквы, но это всегда индивидуально и зависит от звучания и написания слова.
И ещё.
Зарегистрированных товарных знаков, написанных кириллицей, в ФИПС больше, чем слов в русском языке. Т.е. слова типа ЛОДКА в водном бизнесе или СТОЛ в мебели не пройдут, потому что слова, образованные от них или сходные с ними, давно зарегистрированы. Имеет смысл подбирать неологизмы. Они должны быть благозвучны и легко запоминаться, ассоциируясь со сферой деятельности, но все же быть неологизмами. К примеру, ZAMANI для нижнего белья и ПОХРУСТИМ для семечек.
Что из всего этого следует?
Сегодня в онлайн продажах практически невозможно остаться невидимым. Если Вы используете для своего товара или услуги наименование, уже зарегистрированное кем-то в ФИПС, то рано или поздно это штраф, большой штраф.
Выход — своё уникальное и патентопригодное название, обладающее при этом еще и высокой маркетинговой ценностью — оно хорошо звучит и запоминается.
Как получить это название — вариантов много: придумать и проверить всё самим, купить существующее или заказать неймерам. Если последнее — то выбирайте вдумчиво, запросите этапы работ, убедитесь, что получите сет из именно патентопригодных наименований.
Цены на наш нейминг разные, от 8,5к до 45к. Подробно здесь